Каппадокия Турция воздушные шары полеты над скалами и долинами пейзажи фото

kappadokiya-vozdushnye-shary
Обновлено:

О Каппадокии я слышал не раз и не только в связи с полётами на воздушных шарах. Особенно часто эта местность упоминается в библейской литературе. Она славилась многочисленными монастырями и подвижниками высокой духовной жизни.

Византия, с ее прекрасным географическим положением и богатством граждан воспевалась многими поэтами поздней античности и средневековья. Загадочность этой страны тревожит умы историков многих стран и до наших дней. Многочисленные археологи бьются над разгадкой сохранившихся в прекрасном состоянии десятков подземных городов и городов, расположенных внутри скалистых гор. Не страна, а сплошные загадки! Загадочной было существование, загадочной стала и гибель Византии, которая была центром мира на протяжении тысячи лет. 

Поздняя Византия не совпадает с сегодняшними границами Турции. Гибель империи повлекла за собой отпадение многих периферийных областей. Турция не в состоянии была содержать мятежные окраины Великой Империи и многие от нее ушли. Но и оставшаяся часть могущественного некогда государства представляет собой интереснейшую часть азиатского континента с точки зрения туризма.

Забраться вглубь бывшей Византии моя давнишняя мечта. Компания единомышленников собралась быстро. Количественный состав экспедиции мы определили в пять человек. Цифра основывалась на числе посадочных мест в автомобиле, потому что перемещении по Каппадокии мы планировали на машине.

Путешествие по Турции

Самостоятельное путешествие по турции нас больше привлекало, нежели организованный тур. Маршрут разрабатывался по информативным данным из интернета. Нельзя было пройти и мимо того факта, что полёты на воздушных шарах в Каппадокии весьма развиты.

Время начала экспедиции выбиралось с учетом климатических особенностей того региона. Осень единогласно была принята за основу. Мы проверили свои загранпаспорта, приобрели билеты до Невшехира через Стамбул и в начале ноября двинулись.

В экипировку были включены налобные фонари, которые нам хорошо пригодились при обследовании подземных поселений и заброшенных зданий. Внимательно отнеслись и к обуви: она должна быть на мягкой подошве, на шнурках и не позволяющая засыпаться песку внутрь. Ходить придется много, поэтому она должна хорошо сидеть на ноге. По отвесным скалам лазить не придется, но встречаются места, засыпанные песком.

Перелет в Стамбул

Воздушные перелёты для меня всегда составляли неприятную часть путешествия. В детстве мои родители перемещались только самолетами, которые в те времена были турбовинтовыми. За пару часов полета грохот от пропеллеров полностью отбивал охоту пользоваться самолетами Аэрофлота. То есть неприязнь к самолетам у меня заложена с детства. Но рейс до Стамбула я перетерпел.

Новый аэропорт Стамбула

Надо сказать, что воздушный порт Стамбула превосходит европейские порты и уступает разве что Мюнхенскому терминалу. Тут Турция оказалась на высоте. Комфорт и порядок, не свойственный туркам, они как то сумели внедрить на отдельно взятой территории. Поэтому многочасовая пересадка на рейс до Невшехира прошла как забавное приключение.

Скандал в порту

В аэропорту из всех предлагаемых услуг мы с Мишей (группа наша состояла из двух мужчин и трех женщин) выбрали кафе. В него мы попали случайно. В поисках мест для отдыха, обходя бесчисленные аэропортовые помещения мы обратили внимание на совершенно пустое большое кафе.

Оно нас привлекло не уютом, а свободным пространством. В порту в то время было много народа и пристроится где-то посидеть оказалось не так-то просто. Там где были места было неинтересно, а мы же уже были заточены на прием эмоций, нам развлечения подавай! Спутницы наши пошли осматривать аэропорт. Девушкам всегда не сидится!

Вход в зал кафе был перекрыт несколькими стульями. Для европейских туристов это непреодолимое препятствие, а мы его даже не заметили. Расположились с удобствами. Выбор мест был не ограничен. Сели так, чтоб нам виден был суетящийся поток пассажиров и чтобы от взгляда не ускользнуло что-нибудь интересное, если оно вдруг произойдет.

Отсутствие обслуживающего персонала нас не смущало - у нас с собой было. На дальнем столике нерадивый официант оставил несколько кофейных чашек со стопкой тарелочек. А нам больше и не надо. Куда налить – есть, куда положить ломтики колбасы — тоже.

Дурной пример заразителен. К нам начали робко присоединятся иностранцы. Непогода в английском Хитрово и французском Шарль де Голле тормознула поток пассажиров, и терминалы переполнились. Иностранцы вели себя скромно, присаживались на краешек и ничего не доставали из сумок.

Они были сбиты с толку: кафе закрыто, а тут на самых видных местах сидят люди, то есть мы, и закусывают. В это время в зал заходит женщина, которая показалась мне знакомой. Я даже ей кивнул в знак приветствия. Она прошла к нам за спину и расположилась поодаль. Сижу и вспоминаю, где я мог с ней встречаться? Я пару раз повернулся, но встретив ее взгляд смущался и отворачивался. Разглядеть не удалось, впрочем, я не расстроился. Настроение у меня было приподнятое.

Тут, то ли перерыв в кафе закончился, то ли хозяин, видя что в кафе много народу собралось выгнал в зал официантов, и в зале зашевелилась административная мелочь. И вдруг один из этой мелочи начал гневно лопотать по-своему на нас. Что-то его сильно раззадорило. Мы конечно понимаем его возмущение, но делаем вид, что нет.

Он нам по-турецки, мы ему по-русски! Он нам по-английски, мы ему по-русски! Тут в его словах послышались “жандармы” “проблемы”. Мы решили не связываться и уйти, но он вдруг нам перекрывает дорогу и опять гневно говорит о жандармах. Мы его отодвигаем в сторону и на выход, но нам наперерез другой официант. А с той стороны третий. Стадный инстинкт и численное превосходство сделало их смелыми. Обстановка накалялась не в нашу пользу.

И тут вдруг подходит эта женщина, которую я никак не мог вспомнить и что-то быстро говорит нашим оппонентам на незнакомом языке. В словах ее не было гнева, но слова вылетали сухо и отрывисто как горошины. Разъярённый зачинщик-официант вдруг потерял грозные очертания, сверкающие его глаза потухли и он уже не вызывал никакого уважения.

Второй и третий его помощники куда-то юркнули. Женщина развернулась и ушла. Ушли и мы, вызвав явное неодобрению скучавшей публики, которая рассчитывала на развлечение. Некоторые уже вынули телефоны и снимали нас на камеру. Кто эта женщина, где я с ней встречался раньше и что она им сказала мне неизвестно до сих пор.

Из Стамбула в Каппадокию

Перелет до Невшехира прошел без происшествий. Расслабленный алкоголем я моментально уснул и шум моторов мне не мешал. Так как гостиницы и трансферы у нас были рассчитаны скрупулезно, в номерах мы очутились быстро. Первый день у нас был запланирован на дорогу. План мы выполнили.

Невшехир

Восстав поутру, разбуженные гостиничной суетой, мы начали день с претензий к Мишке, нашему оператору и основному заказчику гостиниц. Нам не нравился шум в вестибюле. Окна наши выходили на центральную улицу и были на втором этаже. Звуки в окна доходили беспрепятственно.

Здание нашей гостиницы было пристроено к горе, и четвертая его стена представляла скалу. Кафе при гостинице было в гроте этой скалы. Этот единственный положительный факт реабилитировал Мишку. Завтракали мы в горной обстановке внутри скалы. Стены там прохладные и в любую жару не требуется кондиционер.

От этой гостиницы до окраины города можно было пройти по виноградникам и выйти на первый наш туристический объект в виде горы, внутри которой когда-то жили люди. Гора была похожа на муравейник и изрыта проходами и жилыми помещениями, только жили в ней когда-то не муравьи, а люди.

Виноградники оказались не до конца убранными и мы налопались ягод. В Турции я много встречал не убранных виноградников и неубранных полей. Встречал я их и в Европе. Так что зря мы ропщем на наших российских аграриев, обвиняя их в бесхозяйственности. Аграрии везде такие.

Вот какие скалы тут бывают. Вылитый боровик!

Иоанн Русский

Дома, перед поездкой, прорабатывая маршрут мы наткнулись на информацию, которая нас заинтересовала. Это было описание жизни Иоанна Русского, который жил и умер в г. Угрюп, недалеко от г. Гёреме, в котором была наша базовая гостиница.

Интересно само сочетание имени Иван и слова русский. За рубежом эти два слова рядом не ставят, а тут стоит. Уже это показалось интересным. Иоанн был русский солдат, попавший в плен во время Русско-турецкой войны. Его как пленника продали на турецком базаре некому Аге, одному из знатных жителей г. Урюп, тогда называемый г. Прокопион.

ioann-russkij-ikonaТри иконы Иоанна Русского

Воспитанный в православных традициях Иоанн наотрез отказался принять мусульманство. Жил он в конюшне с лошадьми и спал в яслях, в которых давали корм скоту. Стойко переносил всеобщую нелюбовь к себе и из гонимых, которого называли “кяфирин”(неверующий), через несколько лет стал уважаемым, а в конце жизни стал самым почитаемым человеком в окрестностях Каппадокии. К тому времени турки его называли “Вели” (святой). Город Угрюп был внесен нами в план поездки.

Ролик, посвященный Иоанну Русскому

Изучив все примечательности Гёреме на третий день, взяв машину в прокате отправились в Угрюп. Этот городишко похожий на город после бомбёжки, весь перемешан развалинами и новостройками. Рядом с выстроенным в современном европейском стиле коттеджем соседствует полуразвалившийся заброшенный дом 15 века. Политику администрации относительно этого города мы не поняли. Таких городов той части Турции много. Слава Богу, дом того Аги, который выкупил Иоанна Русского мы легко нашли. Нашли и место, где жил святой. Архитектура этого дома классическая. Первый и второй этаж для людей, а в цоколе держали скотину. Дом стоит на склоне и часть его цоколя врезана в скалу и от того площадь подвала больше чем сам дом.

Ясли для кормления скота в которых спал Иоанн Русский

Турция на мой взгляд похожа на хозяина, который купил себе не по силам большой дом. Вся географически центральная часть государства в разрухе и приведут ли когда-нибудь турки ее в порядок неизвестно.

Рядом с домом Аги нашлась и церковь, в которую ходил Иоанн по ночам. Храм в состоянии восстановления, кажется не действующий, поэтому никого из администрации мы не застали. Расспросить подробности об Иоанне Русском было не у кого.

Местные же вспоминают только один эпизод из жизни святого. Иоанн быстро набирал, говоря современным языком, популярность своим праведным житием. В каждом селении в любом государстве встречаются люди, жизнь которых — сплошная проблема. Вроде стараются, вроде не ленивые, а жизнь не складывается. Некоторые из них махнули на это рукой и плывут по течению, другие же пытаются разобраться в своих бедах и найти выход.

Были такие люди и в Угрюпе. Некоторые из них обращались за советом к Иоанну. У тех, которые выполняли рекомендации святого жизнь стала налаживаться. Это заметили другие. Вскоре жители городка старались не начинать серьёзного дела без того, чтоб не посоветоваться с Иоанном. А вскоре к нему стали ходить даже из окрестных сел. Авторитет святого креп. Выкупивший Иоанна Ага тоже любил разговаривать с Иоанном “за жизнь” и с удовольствием слушал его наставления. Соблюдая простые правила, которые он получал от своего раба, Ага вскоре разбогател и приобрел политический вес.

В благодарность Ага построил рядом со своим жильём дом для Иоанна, но тот категорически отказался от предложенных удобств и продолжал жить на конюшне. Надо сказать, что у своих страждущих посетителей святой никогда не брал приношения.

Однажды Ага надумал съездить в Мекку на святой для мусульман день. Когда он был в отъезде в его семье случился праздник. То ли у жены день рождения, то ли еще что-то, но только жена Аги устроила праздник. Были приглашены многочисленные гости. Прислуживал им Иоанн. Среди гостей кто-то вспомнил, что именно такой плов является любимым блюдом у Аги и некоторые выразили сожаление, что хозяин дома не смог отведать любимого угощения. Тогда Иоанн предложил отправить блюдо с пловом хозяину в Мекку.

Гости, полагая, что Иоанну просто самому хочется отведать плова, с удовольствием решили подыграть ему, ибо в Угрюпе многие хотели сделать доброе для святого, но тот не принимал. Иоанн ушел с пловом к себе в конюшню и через некоторое время вернувшись сообщил, что блюдо уже у Аги. Гости с радостью это приняли, полагая, что святой съел этот плов. Какое же было их удивление, когда вернувшийся хозяин привез обратно ту самую тарелку и рассказал об удивительном случае, как у него в гостинице чудесным образом появился плов на столе. Случай этот разлетелся по всей Каппадокии и помнится до сих пор.

Окрестности Угрюпа

Обследование Угрюпа мы продолжили от мечети Кебир, в центре города и по террасам между пещер поднялись на вершину горы. С неё открывается прекрасный вид на город. С противоположной стороны города видны три скалы, похожие на вызревших опят, знаменитые “Три сестры”.

Горы здесь из туфа, который легко обрабатывается и обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Этим объясняется многочисленные жилища внутри скал. Древним жителям не стоило большего труда выдолбить трехкомнатную квартиру с балконом в теле скалы.

Попробовали бы они выдолбить такое же помещение в какой-нибудь скале Урала или Кавказа без перфоратора! Я не говорю об Алтае, где от холода металл становится хрупким, а камень — наоборот. Вот, например, жильё в скале в виде современной 2-х комнатной квартиры с балконом.

Турки — народ предприимчивый. Когда в Гёреме мы брали машину на прокат, заспанный турок, хоть и был спросонья, но цену зарядил бодрую! Мишка от этого сник. Его пугают крепкие цифры. Я же по-русски переспросил: “Сколько-сколько?!” Турок тут же сумму резко уменьшил. Я повернулся и пошел к соседнему прокату. Тогда он цифру ещё сократил, и мы ударили по рукам. С прокатом машины нам повезло. Сезон закрывался и машина нам досталась за копейки, около 15 евро в сутки.

Каппадокия воздушные шары

Но в случае с полетом на воздушном шаре турки оказались крайне несговорчивыми. Впрочем, грех жаловаться. Хозяин нашей гостиницы (или члены его семьи) содержал одновременно и фирму воздушных шаров. Для своих клиентов делал скидки. Нам полёт обошелся около 100 евро с человека.

Для тех, кто собирается полетать на шаре не следует покупать билеты у первого попавшегося оператора. Так много посредников. У них дороже. Выгоднее приобретать непосредственно у фирмы, которая занимается полётами.

При приобретении билетов надо интересоваться продолжительностью полёта. Обычно он длится от 40 мин. до полутора часов. Соответственно этому и цена. Надо быть внимательным, чтоб вам не продали сорокаминутный полет по цене полуторачасового. Для этого дважды переспросите, что почем.

Кроме этого, в гостинице, где вы остановитесь вам предусмотрят ранний завтрак. В стоимость полета тоже включён завтрак. Поэтому, если вы не хотите два раза завтракать, то проследите, чтоб второй завтрак исключили из цены.

kappadokiya-vozdushnye-shary-cena

На цену также влияет и вместимость корзины воздушного шара. Чем меньше пассажиров, тем дороже цена. Корзины бывают 24, 16, 12-местные. Сидений нет, размещаются стоя. Детей до 6 лет не пускают.

Сезон полетов в Каппадокии

Не следует планировать полет на последний день вашего пребывания, так как  из-за погоды он может отложиться. Самые оптимальные месяцы для полётов это апрель-май и октябрь-ноябрь. Зимой частые осадки и ветры, поэтому бывают отмены рейса. С июня по сентябрь в корзине будет очень жарко из-за газовой горелки.

Пошарив в интернете мне стало понятна неуступчивость продавцов билетов на шар. Конкуренция высокая. Чтоб не остаться без пассажиров стоимость снижена до максимально возможных пределов. Из чего она состоит? Лицензия на этот вид деятельности стоит миллион евро в год. Содержание аппарата составляет примерно 250-300 тыс. евро в год. Кроме того бывают непредвиденные расходы. Думать, что эти фирмы в деньгах купаются — неправильно.

Полеты на воздушном шаре

Последовательность такая: За полтора часа до рассвета, за вами к гостинице прибудет транспорт. Вывезут на взлетное поле. Там есть удобства для ожидания. Работает кафе. Можно наблюдать как персонал готовит шар к полету.

turciya-vozdushnye-shary

После того, как шар стал в вертикальное положение (корзина привязана к земле) пассажиров приглашают на борт. Корзина изготовлена из труб алюминиевого сплава и ремнями прикреплена к оболочке шара. Состоит из пяти отсеков. Средний отсек для капитана судна, который ведет управление газовой горелкой, высотой и направлением движения шара. Два отсека справа и два слева — пассажирские.

На мой взгляд, с точки зрения обзора и комфорта, отсеки равнозначны, то есть, стремиться занять крайний, или средний не следует, занимайте любой. Женщинам лучше быть в брюках. Подъём в корзину и спуск с неё осуществляется с помощью обыкновенной приставной лестницы, с переваливанием через борт с высоким задиранием ног. Одежду лучше брать спортивную и теплую, наверху бывает прохладно! Минуса не будет, но до 5 градусов может опуститься.

vozdushnyj-shar-poletНа воздушном шаре над Турцией

Капитан придает шару положительную плавучесть, помощники на земле “отдают концы” и шар стремительно взмывает в высь. Как правило, время полёта подгадывают так, чтобы была возможность встретить восход в воздухе. Зрелище потрясающее! На земле солнца еще не видать, нет даже признаков рассвета, а с высоты мы видим, как восходящее меж гор светило ежеминутно меняет оттенки. Изменяется и вид гор, которые сначала освещаются контрастно, без полутонов и потом начинают играть всеми красками, как в калейдоскопе.

Вид на восход с воздушного шара

Конечно, предрассветное время выбирают не только из-за романтики встречи восхода в небе над горами. Основная причина в том, что перед рассветом воздушные массы еще не прогрелись и теплому шару легче взлететь. На подъём меньше тратится топлива, что сказывается на цене.

Опытные пилоты выбирают какую-нибудь высокую гору и проплывают в нескольких метрах от её вершины, чтобы пассажиры могли увидеть, что из себя представляет макушка горы.

polet-na-share

Капитан нашего судна

vozdushnye-shary-v-turcii-kappadokiya

Высоко - аж голова кружится!

kappadokiya-turciya-vozdushnye-shary

Наш пилот обладал соревновательным характером и взмыл на такую высоту, что остальные шары нам казались игрушечными. Земля выглядела как с борта самолета и изменила окраску. Сколько было у нас под ногами — неизвестно, но стало реально холодно. Пассажиры притихли. Капитан понял, что переборщил и плавно опустился. Сделав несколько кругов над наиболее зрелищной местностью гор и над некоторыми поселками мы приземлились. Касание земли было плавным — сказалось мастерство капитана.

Но перед приземлением нас попросили присесть – всякое бывает. Помощники нас закрепили к земле, подали лестницу и мы обратным порядком покинули корзину. Высота как-то расслабляюще подействовала на ноги.

Девушки, особенно с избыточным весом никак не могли покинуть корзину, по нескольку раз, пытаясь закинуть ногу на борт корзины и всякий раз не дотягивали без помощи. По завершении полёта было подано шампанское и вручены памятные дипломы. Мы шли по земле, как матросы после шторма, хотя качки никакой не было. Может шампанское подействовало?

Диплом за полет на воздушном шаре

Поездку по Каппадокии мы переложили на завтра. Сегодня после полёта как-то не тянуло в путь. Мы пешком обошли Гёреме, посмотрели на недосмотренные виды, посетили ещё одну гору, бывшую несколько столетий назад населенным пунктом, изрезанную изнутри галереями и жилыми помещениями, и вернулись в гостиницу. Пережитые за день эмоции требовали компенсации, и мы устроили пир. Хорошо, что Мишу в поездке сопровождали две женщины. Они легко довели до номера не рассчитавшего силы своего спутника. День закончился.

Некоторые рекомендации

Чтоб вам подолгу не листать интернет предлагаю полный список фирм, которые осуществляют полеты на воздушных шарах в Каппадокии и не только. Здесь вы узнаете цены и условия.

Как самостоятельно добраться до Гёреме из России

Самый проверенный и надежный маршрут это самолетом до Стамбула с пересадкой на рейс до Кайсери, или до Невшехира. В этом сезоне открыли прямые рейсы из России до Кайсери. Заказать билеты, и забронировать отель можно здесь. От Невшихира автобусом до Гёреме сорок минут. До Кейсери билет на самолет стоит дешевле, но от него 90 км до Гёреме. Надо пересаживаться на автобус и ехать почти два часа.

Можно автобусом от Стамбула. Время в пути 11-14 часов. Заказать и купить билеты на автобус между любыми городами Турции. Автобусное сообщение, как я уже говорил, очень развито. Автобусы комфортабельные, с кондиционером. Во время пути предлагают напитки. Почти во всех есть Wi-Fi. Периодически, не более чем раз в три часа, делается остановка на полчаса в местах, где можно поесть и что-то купить. Билеты, как правило, можно купить в день отъезда, но лучше заранее.

Можно еще поездом от Стамбула до Кайсери. Билеты на поезд покупайте тут. В Каппадокию лучше ехать либо в начале сезона(перед маем), или в конце октября. Жары в это время почти не бывает и пешие прогулки приносят максимальное удовольствие. Кроме того, в это время самые дешевые билеты и частые распродажи. Форум о транспорте в Турции.

Альтернативный вариант. Можно лететь и до Анкары, или Измира. Оттуда тоже летают самолеты до Кайсери и Невшехира. В Каппадокии только в этих городах есть аэропорты. Конечный пункт – город Гёреме. Это центр туризма, здесь лучше развита структура и приемлемые цены. Также можно остановиться в таких городах: Аванос, Ортахисар, Чавушин, Учисар. Если ставить перед собой задачу посетить несколько городов, то выгоднее взять машину в аренду. Запомните: чем крупнее город, тем дешевле аренда.

Если вы находитесь на побережье Анталии, то знайте, что прямого рейса до Каппадокии нет. Только с пересадкой в Стамбуле, или Измире. Лучше арендовать машину. Или выбрать автобус. Время в пути около 10 часов. Автобусное сообщение в Турции хорошо развито. Автобусы ходят часто, билеты стоят приемлемо, добраться сможете в любую точку страны. Можно путешествовать и на поезде. В Кайсери есть железнодорожный вокзал. Но время в пути из Стамбула 18 часов. Из Анкары - 7час.

Что посмотреть в Каппадокии

Термальные источники, расположенные в Козаклы в Невшехире, Байрамхаджи в Кайсери, Терме в Кыршехире.

В Невшехире(что означает Новый город) исторический памятник 18 века мечеть Куршунлу, построенная Ибрагим-пашой. Рядом медресе. От города в 20 км находится Угрюп, в его окрестностях расположена крепость Ортахисар, выложенная из белого туфа и живописные древние жилые строения, высеченные в скалах.

kappadokiya-turciya

Гёреме Каппадокия

можно назвать центром туризма в Каппадокии.Он расположен в 40 км от Невшехира(в котором аэропорт). Рядом с этим поселком расположен так называемый Музей под открытым небом, состоящий из древних православных церквей, высеченных в скалах в период от 1-го до 11 веков.В этих храмах хорошо сохранились фрески. На скале музея расположен монастырь Кызлар, кажется 10 века.

Также в пешей доступности находятся сотни древних домов, высеченных в скалах и крепость Учхисар, у подножья которой можно перекусить.

Аванос

расположен в 20 км от Невшехира. Раньше он назывался Ванасса, - “цитадель царицы”, позже переиначили в Венессу. Может название Венеции произошло от этого же слова?

Местные жители занимаются керамикой. Через город протекает самая длинная река Кызылырмак. Из достопримечательностей есть Кервансарай Сарухан и две мечети.

Подземные города, которые следует посетить, это Каймаклы, Дерикую, Мазы-Аджигель и Езконак.

Каймаклы

Расположен в 20 км от Невшехира на юг. Это 4-х этажный город с многочисленными тоннелями, вентиляционными шахтами, складами, конюшнями и прочими хозяйственными помещениями. От Каймаклы дальше на юг в 10 км расположен город Дерекую.

podzemnyj-gorod

Он один из наиболее глубоко лежащих, находится на глубине 25 м(как наш десятиэтажный дом). Эти два подземных города были связаны тоннелем. Следующий населенный пункт с подземным городом это Аджигель. Он не входит в состав туристических маршрутов. Над входом в подземный город построен дом. Хозяин этого дома нам пояснил, что он что-то там восстанавливает и впустить не может. Общаться с ним было сложно, так как языка мы не знали, а по-английски он плохо понимал. Из беседы, если мы правильно поняли, этот город чуть ли не его частная собственность, но после реконструкции он